Этот вопрос мало описанное в литературе из пчеловодства, но очень важное для тех, кто приобрел пчел и перевозит их к себе на пасеку. Здесь много зависит от конструкции ульев и погоды, ведь при перевозке пчел при неблагоприятных условиях температура в улье повышается, и они распариваются. Поэтому в павильонах рекомендуется перевозить пчел в ночное время с открытыми летками, но не делать остановок в освещенных местах. Небольшая вибрация при перевозке кое-что успокаивает пчел, и они не вылетают из открытых летков.

Надо также не забывать, что не все пчелы на ночь поворачиваются к своим домам. Во время медосбора небольшая часть пчел-собирательниц ночует на цветах и только утром, как хорошо пригреет солнце, поворачивается в улей. И потому, перевозя пчел, необходимо хоть на один день оставить на предыдущем месте пчелосемью или от-водок, чтобы те пчелы, которые заночевали в поле, должны были куда вернуться. Бывали случаи, когда эти пчелы, не нашедшие своих домов, на второй день нападали на случайных людей, которые, ничего не подозревая, переходили через предыдущее местоположение пасеки.

Традиционная ошибка, если перевозка происходит в светлую пору времени, — затор верхнего летка при закрытых нижних. Как рассказывал один пасечник, от этого пчелы получают стресс, подобный тому, когда бы нам посреди ночи подперли двери дома со двора колом и начали громыхать в них. Пчелы в стрессе бросаются к затору верхнего летка, затыкают его в панике своими телами, от чего резко повышается температура и влажность в улье к той границе, что пчелы распариваются и чернеют, соты обрываются, а семья гибнет.
Чтобы этого не произошло, многие перед отъездом снимает потолок из ульев и на ее место ставит сетчатую крышку. Однако это не является наилучший вариант, ведь в сильной семье, если она встревожится, пчелы укрывают верхнюю сетку, равно как и верхний леток. Тем временем произведенная пчелами энергия беспрепятственно «обогревает» атмосферу, возбуждаясь тепловой и влажный режимы гнезда, а атмосферные осадки и дорожная пыль беспрепятственно попадаются в улей.

Если температура воздуха на дворе невысокая, в пределах +12…+15°С, а срок перевозки не превышает 1-2 ч, можно, имея в ульях некоторый запас пустого объема, перед самым отъездом закрыть все летки наглухо. Это намного лучше, чем верхний леток.

И все-таки наилучший вариант вентиляции семьи пчел во время перевозки — когда вместо дна улья установлена сетка, через которую влажный воздух вентилируется пчелами в низ, а тепло хранится в гнезде, потому что поднимается вверх. В павильоне очень практически приделать в дне улья выдвижную сетку с дверной глазком 2,5-3, 5 мм. Это выгодно и во время переездов и сильного медосбора. Так можно избежать запаривание пчел в дороге и освободить их от чрезмерной вентиляции на медосборе. В передвижных павильонах в доньях ульев целесообразно установить пыльцауловители. Это очень удобно, потому что в них обножка защищенная от осадков и предварительно сушится сквозняковой вентиляцией.

Довольно практически с конструктивной точки зрения выполнена вентиляция в высокопроизводительном кочевом улье » Роксо-Лана», авторы которого пасечники из Галиции М. Сорванец и К. Лецин. Это один из лучших вариантов, который сохраняет пчел от запарки, а их крылья — от износа во время вентиляции.
Итак, основой достаточной вентиляции с сохранением микроклимата в гнезде пчел во время транспортировки есть установления в ульях вместо дна сетчатой решетки.

Игорь БРИК

а.с. 50, г. Стрый, Львовская обл. 82400

бытовой вентилятор для ванной