Если с пчелами переезжают летом, когда семьи бывают сильными и в их гнездах много расплода, на ульи ставят магазинные надставки с пустыми сотами или порожние, а поверх них укрепляют кочевые сетки, в нижние летки вставляют летковые вентиляционные вкладыши. Делают это для того, чтобы предотвратить гибель семей от запаривания. Если надеты верхние кочевые сетки, то летки можно закрывать наглухо.
Во время движения, особенно по плохой проселочной или лесной дороге, семьи возбуждаются. Это возбуждение усиливается, если пчелы лишены возможности уйти из наиболее жаркой расплодной части гнезда в другую или выйти из улья наружу.
Изоляция от внешнего мира чужда природе пчел — этому свободному солнечному племени. В естественных условиях, как известно, из своего гнезда они всегда в любую минуту дня и ночи могут выйти на волю.
Температура в улье во время перевозки поднимается значительно выше оптимальной, в особенности если доступ воздуха в улей прекращен (это бывает, когда закрыты па-глухо летки и отсутствует или недостаточна верхняя вентиляция, а также при зарешечивании летков частой сеткой или металлическими заградителями с мелкими отверстиями). Пчелы, пытаясь выйти наружу, вначале закрывают своими головками отверстия сетки, а идущие за ними вслед и напирающие на них плотно забивают весь просвет летка. Если в гнезде к тому же осталось какое-то количество напрыска или пчелы, побеспокоенные подготовкой, наполнили свои зобики жидким медом, воздух перенасыщается водяными парами и углекислотой, содержание кислорода в нем с каждой минутой резко падает. Возбуждение в таких условиях достигает предела, органы дыхания (трахеи) переполняются водяными парами, и вся семья в течение каких-нибудь пяти — семи минут погибает от запаривания. Пчелы становятся черными, будто ошпаренные кипятком.
Если во время перевозки воздух поступает в ульи беспрепятственно, кислородной недостаточности но наступает, запаривание исключается.
Некоторые пчеловоды вентиляционные устройства монтируют в крышах. В таком случае магазины не ставят. Пчелам дают возможность выйти из гнезда вверх, под крышу, куда свободно и легко идет свежий воздух. Зазор между обвязкой крыши и стенками улья должен быть таким, через который пчелы не могли бы выйти наружу.
Иногда перевозят пчел с настежь открытыми летками. Кочевые сетки в таких случаях не ставят. Потревоженные перевозкой пчелы имеют возможность выйти из улья (собираются они обычно на передней стенке), температура в гнезде поэтому выше оптимальной не поднимается. Во время движения на автомобиле вентиляция через открытые летки усиливается, потревоженные пчелы постепенно входят в свое гнездо, семья успокаивается.
Чтобы вышедших пчел не растерять во время движения автотранспорта, ульи вместе с кузовом машины накрывают частой капроновой сеткой.
Единственный недостаток перевозки пчел с открытыми летками — неудобство ручной погрузки и выгрузки ульев.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35